Существует достаточно много компоновочных схем для багги. Наибольшее распространение получили 4:
- классическая компоновка. Двигатель и коробка передач расположены впереди, ведущие колеса сзади. Такая схема дает проигрыш в загрузке задней ведущей оси и как следствие плохой динамике.
- гоночная компоновка. Двигатель располагается продольно за спиной гонщика, коробкой передач назад. Такую компоновку имеют все современные гоночные автомобили Формула-1 и не только. Получается оптимальная по компактности схема трансформации крутящего момента от двигателя к колёсам. В данном случае уменьшается момент относительно вертикальной оси, что способствует хорошей управляемости.
- двигатель с коробкой передач развернут на 1800 по сравнению с гоночной компоновкой. С одной стороны получается большая загрузка задней ведущей оси, что способствует лучшему разгону и проходимости. С другой несколько страдает управляемость. В принципе и при такой компоновке можно добиться большей загрузке передней оси. Для этого необходимо разместить в передней части багги аккумулятор и бензобак, радиатор располагается за спиной водителя. Так же можно рассчитать кинематики подвесок, но об этом в следующей статье.
- поперечное расположение двигателя за спиной гонщика. Такая компоновка при компактной задней части позволяет сохранить достаточно большую загрузку задней оси.
До 80-х годов прошлого века также применяли следующую компоновку. Двигатель с коробкой передач развернуты на 180° по сравнению с классической компоновкой и установлены над или перед редуктором заднего моста. Крутящий момент от коробки передач через промежуточный редуктор и карданный вал передается на редуктор заднего моста. Но большой вес и сложность послужило причиной схода этой схемы со спортивной арены. Однако при такой компоновке можно без особых затрат применить полный привод.
|